Осенний вечер так созвучен вибрафону…
13 октября 1932 года в Спрингфилде (штат Огайо) на свет появился ещё один талантливый джазовый вибрафонист и барабанщик – Джонни Литл (Johnny Lytle).
Джонни начал играть на фортепиано и барабанах ещё совсем в юном возрасте, и это неудивительно - ведь музыка был неотъемлемой частью его музыкального семейства: отец мальчика играл на трубе, а мама была органисткой. Но прежде чем заниматься музыкой всерьез, Джонни, будучи довольно крепким парнем, стал профессионально заниматься боксом, и даже был чемпионом "Golden Gloves" ("Золотых перчаток"). Быть может, именно это боксёрское прошлое отчасти отразилось в будущем на его виртуозной технике и зрелищности исполнения.
Ну а пока 25-летний молодой человек продолжал боксировать - он успевал поработать ещё и барабанщиком у Рэя Чарльза и Джина Амоннса. Примерно в то же время он переключился с барабанов на вибрафон, с 1955 по 1957 годы гастролировал с органистом Hiram "Boots" Johnson. С началом 1957-го он сформировал свою первую блюзовую группу и вскоре произвел впечатление на продюсера Orrin Keepnews, с которым в 1960-м подписал контракт на лейбл "Jazzland". И в дальнейшем выступал и записывался с великими джазовыми музыкантами, среди которых Луи Армстронг, Лайонел Хэмптон, Майлз Дэвис, Нэнси Уилсон и Бобби Тиммонс.
Однако исключительно исполнительской деятельностью Джонни не ограничивался, поскольку был ещё и композитором, написавшим многие из своих хитов, таких, как "The Loop", "The Man", "Lela" и "Селим" (Miles наоборот), которую он написал в честь Майлза Дэвиса, отдавая дань творчеству трубача. Его пьесы, кстати, имели большой успех в 1960-х годах, и, пожалуй, пользовались гораздо большей известностью, нежели их автор. И очевидно этот факт можно оправдать тем, что сам Литл никогда не подписывал контрактов ни с одной из крупных звукозаписывающих компаний. Быть может, именно по этой причине он так и не получил статус так называемый "jazz icon", как некоторые из его коллег. И вполне вероятно, что ещё одной из причин подобной несправедливости была одно замечательное свойство его сердца. По словам его жены Барбары: "…он слишком верил людям", " никогда не имел письменных договорённостей и не умел заботиться о своём бизнесе".
Всем, что его по-настоящему волновало - была музыка, свобода творческого выражения и отсутствие уверенности в том, что крупные компании могут ему предоставить эту свободу. Однако, несмотря на отсутствие дружбы с музыкальным бизнесом - Джонни по прозвищу "Fast Hands" (быстрые руки) всегда держал внимание аудитории и на протяжении многих лет выступал с лучшими музыкантами мира!
Сквозь десятилетия до наших дней вибрафонист пронёс удивительную музыку более чем в 30 своих альбомах. Его последнее выступление состоялось 18 ноября 1995 года в родном городе Спрингфилде. Никто даже и не знал, что он был тяжело болен и вот уже год как боролся с болезнью печени. Как ни в чём не бывало, Джонни Литтл отыграл двухчасовой концерт с симфоническим оркестром и потом ещё два часа раздавал автографы, а 15 декабря 1995 года - покинул этот мир.
Для многих он был уникальным музыкантом - "величайшим вибрафонистом в мире", как говорил о нём Лайонел Хэмптон. Кто-то, возможно, о нём впервые слышит, а для других – Литтл просто хороший парень, именем которого теперь названа улица в Спрингфилде, где он прожил всю жизнь. Однако одно остается неизменным: когда впускаешь в своё сердце музыку – она становится откровением (не важно – первым или очередным), подобно беседе с самым близким и родным человеком.
Читайте больше интересной информации и слушайте больше красивой музыки в эссе Жени Гимера: http://vk.com/wall-43416763_44
Екатерина Селянинова
#JohnnyLytle #JazzCalendar #ЕкатеринаСелянинова #JazzVibraphone #13OctoberJazz